11 января 2010 г.
Алексей Кожевников
11.01.2010, 1 (2519)
В России начинается очередная административная реформа. Создана новая
рабочая группа при правительственной комиссии по проведению административной
реформы - по вопросам оптимизации структуры и функций федеральных органов
исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет
правительство РФ, а также подведомственных им федеральных служб, федеральных
агентств и иных организаций. Основная цель работы комиссии - выработать
предложения по радикальной реформе ведомственных функций в рамках борьбы с
коррупцией. Работа должна завершиться до начала 2012 г.
До сих пор в истории России - царской, советской, постсоветской - не
удавалось провести ни одной удачной административной реформы, хотя попытки
предпринимались неоднократно. Главная сложность состоит в том, что
фактически чиновничьему аппарату на основании политической воли
руководителей страны приходится реформировать себя изнутри. Обычно и воли не
хватало, и саботаж чиновничьего сословия оказывался сильнее реформаторских
планов. Именно поэтому административная реформа - это реформа политическая,
а не экономическая или организационная. Причем простым арифметическим
сокращением чиновников здесь явно не обойтись. Необходимо кардинально
улучшить качество работы всех институтов государства, сделать труд
госчиновников высокооплачиваемым, но при этом лишить его системной
коррупционной составляющей - неписаного права конвертировать полномочия во
взятки. Административная реформа в России - это, если хотите, перезагрузка
государства, превращение чиновников в эффективных менеджеров, оказывающих
услуги населению и бизнесу по четким и прозрачным правилам.
Административная реформа - своеобразный тест на способность государственных
чиновников работать на страну, а не на себя. Как определяется эффективность
власти? Очень просто. Выглянул в окно, посмотрел на состояние дорог, повел в
школу ребенка, пришлось лечиться в больнице - и если все внутри не сжалось
от ужасающего состояния конкретной дороги, школы, больницы, значит,
государство работает. Или захотел открыть дело, а к тебе не пришла на
прокорм куча инспекторов разных ведомств с протянутой рукой. Захотел
участвовать в государственном заказе - и получилось. И т. д.
Административная реформа, таким образом, становится ключевой мерой
инициированного и подписанного президентом Дмитрием Медведевым национального
антикоррупционного плана. Для ее успеха необходимо устранить дублирование
полномочий и функций ведомств, законодательно определить перечень платных
услуг, которые ведомства обязаны оказывать населению, категорически запретив
брать с граждан и организаций деньги за все прочие услуги, приучить
министерства и ведомства отчитываться перед населением по конкретным
критериям и получать деньги под конкретное целевое планирование. (Как
известно, административная реформа под руководством Дмитрия Козака, начатая
в первый срок президентства Владимира Путина, среди прочего предусматривала
переход всех федеральных ведомств именно на такой порядок получения
бюджетного финансирования.)
Думаю, было бы правильно лишить ведомства совмещения функций определителя
правил игры и <участника рынка> - нельзя быть одновременно <судьей и
палачом>. Показательный пример - деятельность государственных учреждений
ветеринарии субъектов Федерации: они оказывают платные ветеринарные услуги
населению, получая при этом различные льготы и преференции в виде нулевых
ставок аренды, бюджетного финансирования и госзаказов на выполнение
лекарственного и ветеринарного лечебно-профилактического обеспечения
населения и предприятий аграрно-промышленного комплекса. При этом они же
наделены контрольными и надзорными функциями. Конфликт интересов налицо.
Административная реформа, перманентно идущая в России в последние годы,
формально позволила избавиться от некоторых избыточных государственных
функций, но привела к росту издержек для потребителей таких услуг. В
частности, ряд видов экспертиз стали негосударственными, но <бумажка>,
которую выдает коммерческая структура, аффилированная с госорганом, стоит
еще дороже, чем раньше. Этот пример демонстрирует, пожалуй, главную проблему
в осуществлении госаппаратом одной из важнейших своих функций - контроля за
бизнесом. У нас проверяется не столько сама суть бизнеса - качество и
безопасность продукции или услуг, - сколько наличие соответствующих бумажек.
Чиновники, легально зарабатывающие солидные деньги, при этом работающие на
страну, а не на себя, реально помогающие (или хотя бы не мешающие) гражданам
и бизнесу, - такова идеальная модель деятельности госаппарата, к которой мы
должны стремиться, затевая новую административную реформу. Реформу, которая
в случае успеха способна поменять Россию куда больше, чем любые заявления
политиков о модернизации, инновационной экономике или борьбе с коррупцией.
Без административной реформы все эти цели просто недостижимы. Сегодня есть
политический заказ на изменения в области нормативно-правового регулирования
(президент и премьер дали свои поручения), которое реально тормозит частную
инициативу в стране путем создания необоснованных административных барьеров.
И есть госслужащие, которые готовы к этим переменам. Важно, чтобы этот
политический заказ был успешно реализован, и тогда мы действительно будем
жить в другой стране, где власть и общество не будут находиться по разные
стороны бюрократических баррикад.